?

Log in

No account? Create an account
Спортивные увлечения Викторины
Запись №1209 /тренеры: досье, тактика/ 
18th-May-2007 08:23 pm
припаркованная
«Футбол» №19 (2445) 11 – 18 мая 2007 (ссылка на статью)
Текст: Юрий Красножан

РАЗБОРОЧНЫЙ ЦЕХ

Юрий Красножан – о послематчевом анализе

Для зрителей игра заканчивается с финальным свистком. Для футболистов – лишь после заключительных слов тренера на послематчевом разборе. Еженедельник «Футбол» в рамках совместного проекта с Высшей школой тренеров представляет фрагменты работы главного тренера «Спартака-Нальчика» Юрия Красножана «Разбор игры как вид теоретического занятия».

При подготовке команды очень важную роль играют и различные целевые установки, которые тренер использует для устранения слабых сторон в тренировочной и соревновательной деятельности футболистов, настроя на игру, поднятия боевого духа команды и так далее. Такие целевые установки могут даваться в различные моменты: на тренировках; в специально организованных теоретических занятиях; по ходу и в перерыве игр. Одним из видов такого специально организованного теоретического занятия и является разбор проведенной игры. Вместе с тем в плане организации и проведения таких разборов возникает несколько проблем, а именно: время проведения занятий, их структура и длительность, алгоритм анализа матчей, характер взаимоотношений тренера и футболистов в ходе разбора игры и тому подобное. Вот об этом мне и хотелось бы поговорить в этой работе.

***

Футболистами мирового класса могут стать те, у кого высокий уровень специальных качеств и способностей сочетается с хорошей теоретической подготовленностью. Это объясняется тем, что сознательная активность возможна, если игрок знает, какие качества и способности развиваются при выполнении тренировочных упражнений. Вопросы психологии игровой деятельности, биологические механизмы, ее обуславливающие, нормирование нагрузок, анализ результатов тренировочной и соревновательной деятельности и так далее – все это входит в круг вопросов, с которыми тренер сталкивается ежедневно. Эффективность теоретических занятий определяется во многом их систематичностью. А проводить теоретические занятия лучше отдельно от практических, пока игроки не устали.


Специалисты-психологи, тренеры-практики рекомендуют тесное сотрудничество всего тренерского состава команды при подготовке к разбору игры. Готовясь к нему, тренеры анализируют свои записи, объективные данные наблюдений технико-тактической деятельности игроков и команды в целом, визуальные впечатления и сопоставляют с планом, выбранным на данный матч. В итоге такой совместной работы главный тренер должен иметь четкий план проведения разбора игры и стараться его придерживаться. Подтолкнуть футболистов к свободному выражению своих созидательных возможностей – вот задача тренера при проведении разбора игры. Если тренерский штаб стремится к тому, чтобы игроки творили и импровизировали на поле, надо помочь им выразить свои мысли и идеи.

С этой точки зрения нужно выделить среди игроков мини-группы, в состав которых входили бы футболисты одного амплуа (одних и тех же игровых линий). Такие группы обеспечивают быстрое включение игроков в обсуждение проблем, дают возможность испытать ощущение принадлежности к команде, способствуют укреплению взаимоотношений, имеющих определенное тактическое значение в ходе матча. Эти группы могут не быть абсолютно одинаковыми на каждом разборе игры, главное, чтобы они были достаточно стабильными. Намного повысить эффективность таких занятий поможет использование видеоматериалов, особенно если они специально смонтированы в соответствии с определенной тематикой. Эпизоды прошедшей встречи при ее разборе следует рассматривать с позиции возможностей совершенствования футболистами и командой в целом технико-тактических действий, в том числе и с позиции непосредственной подготовки к следующему матчу с учетом особенностей игры соперника.

***

При анализе прошедшей встречи важно выбрать подходящий момент. Его нельзя проводить ни слишком рано, ни слишком поздно. В первом случае игроки не успеют еще свести воедино свои впечатления о матче, а потому не смогут точно оценить как свои действия, так и действия своих партнеров. Во втором они, напротив, в преддверии следующей игры потеряют всякий интерес к событию, которое осталось уже в прошлом. Поэтому рекомендуется организовывать послематчевые обсуждения на следующий день после игры или до начала первой тренировки после проведенной встречи, чтобы решения, принятые на командном собрании, можно было претворить на практике.

Следует также обратить внимание и на то помещение, в котором будет проходить разбор игры. К примеру, неприбранная комната настраивает на беспорядочный обмен мнениями, а шум и другие помехи отвлекают внимание участников. В принципе, не подходит для разбора игры и раздевалка. Вместе с тем отвечающее нужным требованиям помещение положительно влияет на отношение футболистов.

Расположение игроков друг к другу и к тренерам во многом обуславливает определенный тон собрания. При серьезном обсуждении проблем целесообразно, чтобы футболисты располагались по кругу. В этом случае они могут видеть друг друга, и, кроме того, круг сам по себе олицетворяет единение, вселяет чувство сплоченности. Если же игроки располагаются в ряд перед тренером, в особенности если они сидят, а он стоит, все реплики будут направлены именно на него, и ему трудно будет уйти от прямого ответа.

Иногда в начале собрания внимание футболистов может быть чем-то отвлечено. В этих случаях тренеру важно провести своеобразную разминку, которая поможет игрокам оставить в стороне не относящиеся к делу мысли и заботы и почувствовать себя членами коллектива. Важно дать им полностью освоиться, поделиться до начала разбора игры своими мыслями и чувствами. Но ни в коем случае нельзя понукать игроков к единению посредством оскорблений, угроз, едкой иронии и прочего. Сначала следует коротко изложить основные задачи данного собрания, сообщить, сколько времени оно примерно продлится, и потом стараться придерживаться этого, что не только будет способствовать повышенному вниманию игроков на следующих разборах, но и вызовет определенное доверие к тренеру.

***

Обобщая накопленный тренерами-практиками и специалистами-теоретиками, работающими в разных игровых видах спорта, достаточно большой объем знаний по организации и проведению разборов игр, можно предложить следующий их алгоритм.

– Оценивается отношение команды и отдельных футболистов к игре (дисциплина, ответственность, целеустремленность).

– Отмечается качество выполнения главной тактической задачи в целом.

– Анализируются выполнения действий в обороне и в атаке индивидуально каждым игроком, группами футболистов, составляющими игровую линию, командой в целом и выявляются типичные ошибки принципиального характера.

– Если были пропущены голы, рассматривается, как это произошло. Заостряется внимание не только на том, как непосредственно пропускались мячи, но где и как зарождались голевые атаки соперника. Если же ворота были сохранены в неприкосновенности, разбираются опасные моменты, созданные соперником.

– Анализируется выполнение индивидуальных заданий.

– Определяются положительные моменты в игре команды и в действиях отдельных футболистов.

Вне зависимости от результата прошедшей игры разбор заканчивается на позитивной ноте, с определением тех задач, которые необходимо будет решить при подготовке к следующему матчу.

***

При проведении разбора игр специалисты в области психологии и педагогики советуют придерживаться следующих правил.

– Не растрачивайте внимание на незначительных вопросах, стоящих далеко от разработанного направления проведения разбора игры.

– Ни в коем случае не вступайте в затяжные диалоги и споры с игроками.

– Фиксируйте в уме или на бумаге наиболее важные вопросы, которые будут поднимать футболисты в ходе разбора, и изложите свой взгляд на поднятые проблемы в конце разбора при подведении итогов.

– Внимательно следите за командой, выделяйте игроков, которые напряжены, молчаливы и неулыбчивы или сидят за пределами круга, и побуждайте их высказывать свою точку зрения, так как в анализе проведенного матча должны принимать активное участие все без исключения.

– Обращайте внимание на поведение футболистов (запоминайте их характерные позы и движения), чтобы постепенно научиться понимать «язык тела» каждого игрока.

– Слушайте футболистов.

– Пресекайте пустые разговоры игроков, проводя раздел между беседой и болтовней, но давайте им возможность на разборах объективно, критически оценивать действия как свои, так и партнеров по команде.

– Следите за появлением тем для обсуждения, которые не входят в рамки выработанного плана проведения разбора игры и требуют дополнительного времени на их обсуждение. Необходимо выяснить степень заинтересованности футболистов в рассмотрении данной темы и объявить о том, что она будет рассмотрена позднее.

– Подводите их к позитивному выводу, соединяя собственное мнение с точками зрения игроков, если ваше мнение и мнения футболистов не расходятся принципиально.

– Замечания игрокам лучше высказывать в спокойном, доброжелательном тоне. Критика должна быть, во-первых, обязательно справедливой, а во-вторых, насколько это возможно, подкреплена статистическими данными. Имея на руках цифры технико-тактических действий футболистов, тренер избежит негативного к себе отношения, так как объективно зарегистрированные данные обеспечивают нейтральную почву для обсуждения ошибок и планирования способов их преодоления.

– Следует подтолкнуть игроков, которые составляют сформированные еще до начала разбора игры по тактическому принципу мини-группы футболистов, на то, чтобы они позднее вновь собрались и определили, как конкретно будут реализовывать установки, полученные на предстоящий перед следующей игрой период времени.

– И, наконец, в заключение тренеру необходимо сформулировать программу подготовки к следующему матчу.

Все окончательные решения, выраженные тренером, рекомендуется записывать на доске, ибо тогда даже самый рассеянный игрок запомнит написанное и включится в выполнение установки. В конце концов футболисты признают правильность и целесообразность такого ознакомления с принятыми четкими, ясными решениями по итогам проведения разбора игр.

***

Один из главных методов, используемых при проведении разбора игр, – метод убеждения, то есть воздействия. Слова должны иметь смысл, конкретный адрес, откладываться в сознании, воздействовать на футболистов, менять их поведение. В связи с этим тренеру необходимо дорожить сказанным игрокам словом, понимая, что оно может как ранить, так и вылечить, как возвысить, так и унизить человека. Ему важно быть осторожным при употреблении резких слов, таких, от которых футболистам бывает трудно прийти в себя впоследствии, тем более таких, которые могут стать причиной напряженных отношений или даже конфликтов в команде. Проводя теоретическое занятие, тренеру следует подбирать нужную интонацию голоса, подходящие жесты, мимику. Это даст ему возможность достаточно полно показать игрокам свою позицию и увидеть ответную реакцию футболистов. Особенно внимательным следует быть в отношениях с новичками команды, у которых что-то еще не получается в силу объективных причин, связанных с адаптацией в новом коллективе, и к игрокам-ветеранам, если они с чем-либо не справляются в игре. И те, и другие ждут от тренера слов поддержки и веры в их силы.
©


{смотрите также}

• «Тактика» – тематическая подборка статей о тактических построениях и схемах игры футбольных команд >>>
This page was loaded Aug 19th 2019, 1:33 pm GMT.